Как правило, продукт или услуга, которая нуждается в брендинге не уникальна. Именно изучение уже существующей конкуренции помогает понять ситуацию на ранке. Исследованиям подвергаются рынок, ценовой сегмент, конкуренты, потребители, внутренний потенциал бренда.
Остаться в том же сегменте рынка, выйти на новые горизонты или же зайти на площадку — каждая цель требует своего подхода. Мы постоянно изучаем основные отраслевые рынки в сегменте товаров народного потребления (FMCG). Но даже знания общего положения дел (как например на злободневном рынке сыров в России — даже домохозяйка знает, как сейчас сложно найти качественный сыр на полках) не дает единственно верного решения. Один и тот же бренд может стать успешный в Москве, и совершенно не найти отклик в душе потребителя в Казани или Туапсе.
Крупные игроки на рынке зачастую владеют необходимой информацией. Но, как правило, даже передача этой информации почти всегда искажается внутренними суждениями.
Классической моделью, описывающей конкурентную среду, в которой существуют компании, является модель М. Портера.
Она описывает 5 сил, действующих на существующий бренд в конкурентной среде:
Запуская новый продукт, компания имеет возможность снизить доли рынка уже работающих в отрасли предприятий. В свою очередь это приводит к снижению прибыли компаний и увеличению издержек.
Возможны принципиальные изменения правил игры на рынке. Так, рекламные бюджеты новых брендов могут быть значительно выше существующих, и в гонке за своим клиентом есть вероятность увеличения рекламных бюджетов остальных участников рынка. Что в свою очередь повлияет на цену конечного продукта.
Вероятность появления на рынке новых игроков зависит от величины барьера входа (сумма материальных и нематериальных издержек, на которые должно пойти предприятие для организации эффективной работы на новом рынке). Чем выше этот барьер, тем ниже опасность появления на рынке новых игроков.
Барьеры входа можно разделить на два типа – нестратегические и стратегические. Нестратегические барьеры создаются самими условиями функционирования рынка и независимы от усилий конкретных компаний. Таким барьером, к примеру, является емкость рынка. Стратегические барьеры наоборот зависят от деятельности рыночных игроков и входят в стратегию их поведения. К таким барьерам можно отнести эксклюзивные долгосрочные контракты с поставщиками и потребителями, развитие определенных правил производства продукции и т.д. Успешно развивая эти барьеры компании снижают вероятность появления новых конкурентов.
Условно модели взаимодействия поставщиков и потребителей можно разделить на три типа:
Наименее выгодным является первый тип взаимодействия. В этом случае поставщики имеют возможность влиять на количество издержек при производстве продукции и, таким образом, понижать рентабельность деятельности предприятия.
Рекомендация от нас: стройте свой бренд по третьему типу поведения — это единственно верный путь гармоничного развития.
Взаимодействие покупателей и производителей также можно разделить на три типа:
Наиболее выгодным, с точки зрения краткосрочной коммерции, для производителя является первый тип сотрудничества, однако он возможет только в случае монополии одного производителя или определенных договоренностей между несколькими производителями. Но покупатель всегда будет искать альтернативные методы, а значит — первый тип для потребителя насильственный. И если ваш бренд навязан — то рано или поздно, вы потеряете своего клиента.
Сила покупателей зависит от:
Угроза замены зависит от таких факторов, как:
Чем сильнее конкуренты, тем агрессивнее должна вестись конкурентная борьба, выше затраты на продвижение товара и поддержание определенной доли рынка. Оценка силы конкурентов требует анализа множества показателей.
В целом все показатели можно свести в три направления исследований:
Конкурентоспособность продукции выражается, во-первых, в уровне лояльности потребителей к продукции, т.е. их готовности сменить потребляемую продукцию. На уровень лояльности влияет качество продукции, включающее в себя такие характеристики, как надежность, эргономичность, транспортабельность, эстетические критерии, экологические критерии и т.д. Список характеристик, определяющих качество продукции меняется от потребителя к потребителю. Также на конкурентоспособность продукции влияют определенные привычки потребления и информированность потребителей о продуктах-заменителях.
Вторая характеристика конкурентоспособности продукции — условия смены потребляемого товара. При их оценке надо учитывать, что поведение потребителей может быть как рациональным, так и нерациональным. Корпоративные клиенты, как правило, выбирают продукцию, основываясь на рациональных критериях ее оценки. Продукция должна максимально удовлетворять их потребности и при этом быть максимально недорогой. Правда, это правило иногда нарушается популярной в нашей стране системой «откатов» или договоренностями о долговременном сотрудничестве между предприятиями.
! Поведение потребителей на рынке продуктов массового потребления наоборот нерационально. Выбор продукции часто определяется не ее рациональными характеристиками, а подсознательным отношением к ней.
Здесь оценка критериев выбора и условий смены продукции достаточна сложна. Если задавать потребителям прямой вопрос «Почему вы употребляете именно этот продукт», будет получена информация, имеющая мало общего с истиной (отношение-то подсознательно!). Для получения этой информации необходимо использовать психосемантические методы – метод репертуарных решеток Келли, метод семантического дифференциала Осгуда и др. Они позволяют выявить глубинные, неосознаваемые факторы поведения потребителей и понять, каким образом эти факторы можно использовать.
Под эффективностью маркетинговой политики предприятия подразумевается соотношение затрат на продвижение и успешность действий по продвижению продукции. При ее оценке необходимо выявить доли рынка основных конкурентов и используемые ими стратегии продвижения продукции. Изучая стратегии продвижения, требуется собрать следующую информацию:
Изучение конкурентоспособности предприятий в целом подразумевает поиск ответов на четыре вопроса – цели конкурентов, стратегии достижения этих целей, имеющиеся средства реализации стратегий и вероятные будущие стратегии. При этом ответ на три первых вопроса дает информацию для ответа на четвертый.
Изучение конкурентной среды предприятия по описанной нами модели позволяет оценить риски предприятия и разработать стратегию его конкурентной борьбы. Вместе с тем внедрение системы сбора необходимой информации достаточно сложно, т.к. требует высокого уровня профессионализма маркетологов предприятия. Основные сложности связаны с необходимостью применения арсенала разнообразных методов сбора и анализа информации. Это количественные и качественные методы, которыми пользуются социологи, психосемантические методы, методы промышленного шпионажа.
г. Новосибирск,
+7 (923) 249-14-26
musta-d@mail.ru
www.musta-d.ru